
Тогда для художника это становится неким стимулом к созданию новых, лучших произведений и заставляет постоянно расти и развиваться в поисках свежих идей. Но, в большинстве случаев, особенно это касается, так называемых «состоявшихся» художников, им присуща в той или иной степени, такая неприглядная черта человеческой натуры, как гордыня.
Казалось бы, ну и пусть «гордятся» себе на здоровье. Все бы ничего, да вот только гордыня эта, прежде всего, становится на пути самого же художника, не давая ему действительно по-настоящему состоятся.
Каким образом происходит эта, так называемая, «состоявшесть»?
До недавнего времени, художник начинал считаться признанным, после нескольких проведенных персональных выставок, с обязательным приглашением искусствоведов, прессы и прочих заинтересованных лиц. Но это наследие прошлого сегодня больше не работает.
«Та жизнь, которой вы живете, от вас скрывает ваш же свет...».

Я уже молчу об искусствоведах, мнению которых относительно современного искусства уже давно мало кто доверяет. Ведь не секрет, что сегодня можно за деньги заказать любую искусствоведческую статью. Нужен положительный отзыв о творчестве художника, - пожалуйста, плати и получай то, что ты хочешь в нем увидеть. Нужен отрицательный, - опять-таки плати, получишь полную разгромных выпадов статейку.
На самом деле сегодня, для того, чтобы получить известность (заметьте, настоящую, а не задекларированную в перечне выставок), художник должен научится создавать из своего имени (!) бренд и по всем правилам коммерции (!) этот бренд раскручивать. Только так в современной жизни можно стать по-настоящему признанным, и даже модным художником.
Так уж сложилось, что творческие люди редко обладают талантом хорошего менеджера и по старинке продолжают идти проторенной дорожкой своих предшественников, не желая что либо изменить. В результате, многие действительно талантливые мастера, остаются «не видимыми» огромному числу ценителей искусства, которые, в свою очередь не могут отыскать достойные произведения для своих коллекций.
Для того, чтобы создать свой бренд и «раскрутить» его, художнику нужно многому научиться. Познать все законы настоящего современного менеджмента, изучить правила подачи рекламной информации, составить свою собственную базу данных потенциальных партнеров и, конечно же, освоить навыки работы в Интернет со всеми вытекающими отсюда дополнительными возможностями. Как по вашему, может художник осилить эти науки и начать их успешно использовать с пользой для себя? Ну, разумеется может! Да вот только где на все взять время, чтобы творить, учиться, заниматься бизнесом, рекламой, семьей, детьми… список можно бесконечно продолжать. Многие художники понимают насущную необходимость что-то изменить, и даже пытаются по своему, как-то решать эти вопросы, но, как они сами говорят – либо творчество, либо коммерция. Пытаясь соединить, так сказать, два в одном, обязательно что-то одно начинает отставать.
Во всем мире эта проблема давно и успешно решена. У каждого известного художника есть своя «группа поддержки», в обязанности которой входит как раз «раскрутка» и продвижение бренда. И чем слаженнее и разумнее действуют эти люди, тем известнее и популярнее становится сам художник, а его произведения стабильно растут в цене и пользуются спросом. Такой расклад взаимодействия, конечно больше присущ поп-звездам с их коллективами. И, заметьте, бренд - это имя звезды, ее лицо и имидж. А те, кто этот бренд создали и поддерживают всегда в тени. И ни у звезды, ни у того, кто ее продвигает, и в мыслях нет выпячивать напоказ свою гордыню. Если что-то подобное и происходит, так это, как правило, тщательно спланированная рекламная акция, так сказать на публику, конечная цель которой привлечь к звезде дополнительное внимание.
Почему же большинство наших художников никак не хотят понимать, что в одиночку сегодня продвинуться невозможно, даже если ты гений. Удел таких «недопонимателей» либо навсегда остаться «непризнанным гением», либо продолжать быть «состоявшимся» художником о котором знают только некоторые замшелые искусствоведы, друзья и немногочисленная кучка ценителей купивших его работы. А почему бы не попытаться изменить эту ситуацию? Причин много, но одна из самых нелицеприятных, как я уже упоминала – гордыня.
С высоты своего «пьедестала» такой художник почему-то видит в чьем-то желании помочь ему продвинуться – меркантильность, иногда даже алчность или попытку «въехать в рай» на его (художника) горбу. Это было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Безусловно, бывают и такие случаи, но я сейчас говорю не о них, потому что этот вариант обычно так и остается нереализованным. Ведь начиная любое серьезное дело нужно думать, прежде всего, об этом деле, а не о славе или деньгах. Если проект правильно строится, то известность и деньги обязательно со временем появятся. А если сразу думать о том какая выгода тут светит, можно даже и не начинать, все равно ничего не выйдет. При первой же неудаче, пыл остынет и «благое дело» умрет в зародыше.
По настоящему успеха в продвижении бренда художника добиваются люди, которые уже состоялись в подобном деле и относятся к новому проекту, как к продолжению своего собственного развития и движения вперед. Заметьте, не за счет «славы» художника, а благодаря помощи ему в продвижении. Это – главное! Не засидеться в болоте «зоны комфорта», расти и двигаться вперед можно только лишь через помощь другим людям! Человек, который, ввиду своей зашоренности и стереотипности мышления не понимает этого, ущербен и обречен на вечную борьбу с «ветряными мельницами».
Помочь художнику продвинутся может лишь человек достигший определенных успехов, состоявшийся как личность и, естественно не нуждающийся в нестабильных, разовых, доходах сомнительного происхождения. Художники в большинстве своем, как правило, это люди, остро и постоянно нуждающиеся в деньгах и не удивительно, что желание опытного менеджера помочь им в реализации различных проектов, рассматривают, прежде всего, как попытку «нагреть руки» на их выстраданном творчестве.
Хотя, в защиту художников нужно отметить, что практически все существующие на сегодня галереи частенько пользуются безвыходностью положения художника и «обувают» его почем зря. Взять, к примеру, организацию персональных выставок. Различные галереи, в зависимости от, так сказать, ранга выставляют за эту услугу такие невероятные счета, что остается только диву даваться откуда у бедных художников такие средства. И это при том, что гарантии продажи работ за период работы выставки никто не даст.
Но, не об этом я веду сейчас речь. Вернувшись к нашей теме, я хочу рассмотреть вопрос взаимодействия художника и менеджера и разобраться в том, что же мешает художникам заткнуть свою гордыню куда-нибудь за пояс, а еще лучше вырвать ее с корнем и снизойти до доверительного общения с человеком, для которого менеджмент дом родной. Ведь при правильном построении такого общения выигрывают все участники, а художник, наконец-то перестает жить за счет цикличности скудных доходов, получает известность и возможность творить не думая о том, где завтра взять деньги на хлеб.
Так вот, для того чтобы исправить жизненную ситуацию художнику нужно, прежде всего, доверять человеку, который пытается что-то для него сделать, создать с ним вместе команду единомышленников, главными чертами которой станут взаимное уважение, понимание и взаимопомощь. А в этой ситуации, как вы понимаете, гордыне места нет совсем.
Если вам приходилось когда-нибудь иметь дело с художником, то вы поймете о чем пойдет речь дальше. Практически все они, за редким исключением, «не от мира сего», не в обиду будь сказано. Просто у каждого это проявляется по разному, в той или иной степени. Что это значит?
- Во-первых это, как я уже упоминала, гордыня. У кого-то больше, у кого-то меньше, но это свойственно всем творческим людям. Хуже, если эта некрасивая черта усугубляется повышенной эмоциональностью. Это уже, что называется, клинический случай, последствия которого без серьезной работы над собой, становятся практически неизлечимыми.
- Во-вторых это полная уверенность в своей самодостаточности и способности самостоятельно «двигать» свою персону «в люди». А если это «движение» происходит по устаревшей еще в прошлом веке и, соответственно, неработающей схеме, то в неудачах обычно обвиняются все и вся. По принципу: «Люди, которые думают, что они знают всё на свете, раздражают нас – людей, которые действительно всё на свете знают». А заканчивается обычно это обидой на весь свет.
- В-третьих - абсолютное недоверие к окружающим людям, а как следствие и к жизни вообще, постепенно перерастающее в страх и обреченность. Эта черта способствует тому, что художник начинает видеть в любой попытке кого бы-то ни было сблизится с ним, как с перспективным партнером, скрытый, пугающий смысл или подозревает завуалированный способ использовать его талант в корыстных целях. А все от того стереотипного мышления, которое, как на привязи держит сознание, не давая человеку «за лесом увидеть деревья», то бишь, углядеть перспективу, прежде всего для себя.
- В-четвертых – как итог всего вышеперечисленного, это неспособность сближаться с перспективными партнерами, находить с ними общий язык и взаимопонимание. А все от того, что свое «я» ставится выше чужого. Что-то типа «Kaк вы cчитaeтe, я лyчшe вac или вы xyжe мeня?». А что видит и думает при этом собеседник не имеет никакого значения.

Конечно, все вышесказанное нельзя рассматривать, как огульное поругание всех творческих людей. Это всего лишь попытка систематизировать опыт и высветить некоторые самые распространенные порочные черты, мешающие человеку достичь успеха в жизни. К тому же все вышесказанное относится к художникам, которые считают себя «состоявшимися» и наделенными правом «прогибать под себя мир». А если мир вдруг начинает сопротивляться, то финал становится плачевным для самого художника, но никак не для всего мира.
Нечто подобное произошло недавно и в моей практике. На сегодняшний день я веду дела нескольких художников. Где-то лучше, где-то хуже, но работа движется и кое-какие успехи имеются. Так вот, однажды причиной недопонимания послужил совершенно невинный случай, спровоцированный попыткой художницы «прогнуть под себя мир» прикрываясь собственной «звездностью». В результате как-то уж по детски, с эмоциями и обидами произошел односторонний (с ее стороны) и окончательный разрыв отношений. «Забери свои игрушки и не писай в мой горшок».
Мне, как человеку привыкшему общаться с разными людьми такое поведение наблюдать не впервой. И обидеть меня практически невозможно. Я опытный менеджер, и соответственно уже давно научилась укрощать свои эмоции, которые никогда и не в каком деле не будут хорошим советчиком. Давно известно: «Вызвал эмоции – выиграл, испытал – проиграл». Но важнее для меня в этом случае стало другое. Мои успехи за последнее время оказались той почвой, на которой робко, но уверенно стала давать всходы побежденная когда-то гордыня. Как в зеркале, в поведении художницы я увидела свою «непогрешимость» и всю нелицеприятность этого порока и поняла, что совершенству предела нет, а мне пора снова возвращаться к искоренению негатива, контролю над эмоциями и обучению управления собственной жизни. «Сначала обвини себя, затем разберись, кто виноват».
Благодаря этому уроку я поняла, что учиться и работать над собой нужно все время, не останавливаясь ни на день, не взирая на все полученные ранее результаты и приобретенные заслуги и опыт. Как известно – хорошие учителя, это жестокие учителя. Именно они толкают вас в спину, заставляя не закисать в комфорте, а развиваться.
Но вот другим результатом произошедшего конфликта, как это ни обидно, стало собственноручное разрушение самой художницей перспективнейшего проекта, возможно самого значимого как в ее, так и в моей жизни. Дело в том, что один из крупнейших мировых аукционных домов, в ответе на мой запрос, выслал предложение выставить на торги несколько работ этой художницы. Перспективу, я думаю, невозможно преувеличить. Крупнейшая сеть аукционных залов по всей Европе, реальная возможность показать работы буквально всему миру.
Вместе с приглашением мне была выслана подробнейшая инструкция о том, как и какие документы нужно оформить и куда привести работы для экспертизы. При успешном раскладе, уже осенью этого года был шанс выставиться на ближайших торгах. Для этого, кроме всего прочего, мне нужно было выбрать несколько работ, привести их лично эксперту и сформировать так называемую критическую цену. Это минимальная цена, ниже которой нельзя опускаться. Таковы правила торгов, не я их придумала, я лишь должна была их соблюсти. Естественно, это требовало согласования с художницей. И как вы думаете, что я получила? Пространственные разговоры на тему, что она «очень известная художница», что ее работы стоят дорого и, что отдавать их неизвестно кому (кто при этом имелся ввиду было непонятно) она не намерена. И что я должна была после этого ответить представителю аукциона? Там, как и в любом бизнесе, работают деловые люди, привыкшие свои отношения строить на договорной основе. Я, за время своей менеджерской деятельности, тоже привыкла к этому, поэтому понять подобное отношение, казалось бы, заинтересованного человека так и не смогла. Очень удачно на это счет сказал Гете: «У ложного то преимущество, что о нем можно болтать без конца; истинное необходимо сразу же использовать, иначе оно вообще не существует!». Вот так и этот перспективный проект прекратил существование, даже не родившись.
А ведь обидно то, что для выхода на такой уровень мне понадобилось всего лишь полгода активной работы. Совсем иначе обстояли дела с произведениями Саши Безручко. Разница в том, что его работы, при всей своей неординарности, это так называемая «прикладуха». В отличие от живописи, которая считается высоким искусством, изделия прикладного искусства, хотя и ценятся высоко, не всегда уместны и востребованы. Для того, чтобы выйти с работами Саши на теперешний уровень нам понадобилось более 4 лет. Сегодня произведения Александра Безручко не только украшают многочисленные частные коллекции, в том числе и за рубежом, но и стали его визитной карточкой, как модного скульптора по металлу. Его имя широко известно среди ценителей, прежде всего, в Киеве. Каждый год, на выставках, расходятся полностью по две коллекции его работ и мы постоянно получаем заказы на новые.
А ведь когда мы начинали, ничего подобного не наблюдалось. Нам пришлось пройти долгий и трудный путь, а залогом нынешнего успеха стали изначальное взаимное доверие, помощь, взаимопонимание и огромное желание достичь намеченной цели. Не все и не всегда было гладко. У Саши, как и любого другого творческого человека, тоже были, есть и будут амбиции. Но за этот долгий пройденный совместно путь, он, как и весь наш коллектив, понял, что самое ценное, что есть в жизни, это люди ставшие твоими единомышленниками. Именно, работая в команде, мы достигли такого уровня, когда никто уже не думает о хлебе насущном. А имя художника с каждым новым реализованным проектом становится настоящим брендом и передается из уст в уста благодарными ценителями его искусства. Залог нашего успеха – умение и желание работать в команде, нестандартный подход к «продвижению» художника, умение владеть собой и управлять своими чувствами и эмоциями, уважение и доверие к партнерам, стремление принимать правильные решения и, конечно же, хороший менеджмент.
Мысли вслух:
• ... как только мы становимся открытыми и сознательными, чудесные решения наших проблем приходят в голову буквально из ниоткуда.
• ... организовать жизнь проще, чем порядок на моем столе.
• ... для развития благоприятных отношений с другими людьми, прежде всего необходимо полностью разобраться в отношениях с самим собой.
• ... деньги – это средство достижения конечной цели, а сама конечная цель далеко не всегда связана с их избытком.
• ... для того чтобы постигнуть все грани жизненного спектра, необходимо время от времени менять свой жизненный стиль.
• ... красота скрывается не в формах, волосах или одежде, а в открытости сознания и способности весело смеяться.
• ... люди готовы «любить» нас больше, чем мы позволяем им это.
• ... любовь и свобода во взаимоотношениях возникает тогда, когда мы позволяем тем, кого любим, уйти, а не пытаемся их задержать.
• ... по мере своего распространения, слухи ослабляют любое начатое дело.
• ... путь домой – это далеко не всегда чисто физический опыт.
• ... гораздо проще принять чувства, чем попытаться рационализировать их.
• ... далеко не всегда то, к чему мы безудержно стремимся, является тем, что нам нужно.
• ... урок только тогда является настоящим уроком, когда он подталкивает нас идти в верном направлении.
• ... мощнейшей силой является сила выбора.
• ... разочарованность прямо пропорциональна нашим ожиданиям относительно контролируемых нами обстоятельств.
• ... отсутствие действия уже является действием.
• ... большую часть времени мы слишком легко разбрасываемся словами.
• ... вопрос уже сам по себе содержит ответ.
• ... если вы не делаете всего, что можете прямо сейчас, то вам все равно придется делать это позже.
• ... мы не в силах изменить нашу действительность до тех пор, пока не станем задавать более подходящих вопросов.
• ... учение – это стиль жизни.
• ... наличие висящих на стене дипломов о получении образования еще не делает человека образованным.
• ... мы в наибольшей степени готовы к личному росту тогда, когда находимся в своей наиболее уязвимой точке.
• ... лучше принять решение и убедиться в том, что оно не было верным, чем избегать принятия любых решений.
«Блаженны смиренные, ибо они унаследуют Землю»
Статьи по теме:
Художник и критик
Мои попытки постичь тайны искусствоведения на примере творчества Иеронима Босха
Мы сами должны стать теми переменами которые хотим увидеть в мире
Безумная мудрость
Сказ о том как мне помогли мистификаторы
Художник и карьера
Комментариев нет:
Отправить комментарий